Классный час:  ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

4 ноября

Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспиты­вать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России - Минина и Пожарского.   

Оформление: эпиграф на доске:                     1

                     Добрый памятник поставлен;

                     Двум героям всей страной.

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.    '

Н. Кончаловская

Ход классного часа               \

I. Вступительное слово учителя.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны. Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. Дело в том, что этот день широко отмечался в России до 1917 года. Таким образом, мы можем говорить, что в наши дни этот праздник вернулся и занял достойное место среди других торжественных государственных праздников. '

Почему возникла необходимость возродить праздник, отмечавшийся в России в царское время?

В чем сходство ситуации тех лет и сегодняшнего времени?

Какие события стали основой народного единения и кто был во

главе национального единства?

На все эти вопросы и поможет нам ответить наша беседа.

 

II. Беседа об истории праздника.

- Что означает название этого праздника?                     '

- Что вы знаете о событиях, которые легли в основу этого праздника?                                                        |

История этого праздника уходит своими корнями в начало XVII века. Первые годы этого столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания.                      

1 ч т е ц.     В Москве был голод этим летом,

                    К зиме сожрали всех котят.

                    Болтали, что перед рассветом

                   Гробы по воздуху летят.

 

И во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти последнего царя из династии  Рюриковичей. В стране назревало недовольство правлением Годунова - отца и Годунова - сына (Федора), которому Борис передал всю полноту власти. И тут случилась новая беда - со стороны

Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем

Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана

Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича. Федор Годунов был убит, а Лжедмитрий с почестями встречен в Москве.

 

III. Сообщение о самозванце Лжедмитрии I

 

IV. Учитель. Эти годы получили название Смутное время. На-

род поднялся против польских захватчиков, которые чувствовали

себя в России, как у себя дома.

Вскоре с Григорием Отрепьевым было покончено, но на его место пришел другой самозванец - Лжедмитрий II, и снова поляки ведут себя дерзко, с пренебрежением. Народ России, доведенный до отчаяния, берется за оружие. И остановить эту грозную силу уже никто не в силах.

 

    V. Сообщение о Минине и Пожарском

 

VI. Беседа об истории праздника.

— Знаешь ли ты из истории, чем закончилось Смутное время в России? (Иностранные интервенты были изгнаны, в России была:

избрана новая царская династия - Романовы.)

- Когда еще в истории нашего государства народ демонстриро- ,

вал свое единство против захватчиков? (Отечественная война 1812 ^

года. Великая Отечественная война.)

 

VII. Заключение|

- Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального

единства в стране, окажись вы на месте Президента РФ.

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

О самозванце Лжедмитрии I      

20 июня 1605 года Самозванец въехал в столицу. Этот въезд

был чрезвычайно великолепен. Бывший дьякон Чудова монастыря

Григорий Отрепьев, а ныне - «царевич Дмитрий» старался скрыться под самым пышным нарядом и окружить себя многочисленной свитой. Большую часть ее составляли не русские, а поляки, литовцы и немцы. Польские литаврщики и трубачи и литовские музыканты, ехавшие впереди, заглушали громкой музыкой своей восклицания народа, заглушали даже пение молебна, который служили на Лобном месте, где духовенство московское встретило царя.

Такое неуважение к святыне, непривычное для русских, огорчило их, несмотря на общее веселье праздника. Они встревожились еще более, когда вслед за царем и духовенством вошли в Соборную церковь Успения и все иноверцы - поляки, немцы и другие, - тогда еще не было обыкновения позволять иностранцам входить в церковь, а допущение музыки казалось народу еще большим неприличием. С ужасом думали многие: «Наш ли это благочестивый государь позволяет греметь музыке во время молебна и впускает в церковь некрещеных? Видно, что он вырос не на своей православной Руси, а в Польше».

Так рассуждали предки наши, глядя на Самозванца в первые дни его царствования, когда поступки его еще не были слишком безрассудны и он делал много милостей: возвратил из ссылки несчастных бояр, сосланным Борисом, показал особую благосклонность к Романовым, как мнимым родственникам своим, назначил старшего из них, Филарета, митрополитом ростовским, удвоил жалованье чиновникам и войску, велел заплатить все казенные долги Иоаннова царствования, отменил разные пошлины. Но все это было только в первые недели.

После же коронования 21 июня он уже перестал притворяться и явно занимался одними поляками. Будучи обязан Польше своим величием, он предпочтительно любил эту страну и, восхищаясь обычаями и учреждениями ее, непременно хотел ввести их и у нас.

Прежде всего, он стал менять порядок нашей старинной Боярской Думы, называл всех сенаторами. Потом учредил новые чиновничьи чины, на которые назначались только поляки.

При этом Григорий Отрепьев унижал русских, обижал подданных своими насмешками, называл их невежами, беспрестанно хвалил одних иностранцев. Смешнее всего ему казалась набожность русских, которую он называл суеверием и старался противоречить ей на каждом шагу. Например, в то время было обыкновение у царей наших, чтобы перед обедом священник благословил и окропил пищу святой водой, - Самозванец не велел делать этого и садился за стол не с молитвою, а с музыкой, дал иезуитам лучшие дома в Москве, позволил им служить латинскую обедню.

Кроме того, он был расточителен и так безрассудно сыпал деньгами на всякие ненужные вещи, что в три месяца издержал более 7 миллионов рублей! Одним словом, добрый народ, сначала с радостью поверивший, что это истинный царевич Дмитрий, начал сомневаться, видя дела его и неуважение дерзких поляков к святыне.

Нашлись люди, которые узнали в царе бывшего дьяка Григория из Чудова монастыря, который был в бегах. Поползли слухи по Москве о самозванстве царя. Мнимый царь, презирая своих подданных, мало обращал внимание на толки их и, выбрав в новые телохранители свои триста немцев, считал себя в полной безопасности, безумно веселился со своими поляками и в сентябре отправил пышное посольство за своей невестой.

Невеста же его - Марина Мнишек - потребовала от Самозванца 800 тысяч рублей, драгоценностей, пышные наряды для путешествия из Польши в Москву не только для Марины, но и для всей ее свиты. Но и это не все. Бессовестный обманщик сделал еще больше: он почтил невесту свою такой чести, какой не имели и самые лучшие и добродетельные царицы: короновал Марину - эту простую дворянку польскую - венцом Мономаха! На нее надели, как на царей русских крест, бармы и цепь Владимира.

Эта последняя дерзость совершенно обнаружила царя: все увидели, что он не может быть истинным Дмитрием. И в то время, когда самые шумные свадебные праздники один за другим сменялись при дворе, когда гордые паны польские, везде занимая первое место, радовались унижению народа, всегда для них ненавистного, и надеялись скоро завладеть всею Россией, русские, по наружности спокойные и равнодушные, но в душе встревоженные и оскорбленные, тайно советовались о средствах спасти святую веру и отечество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Hosted by uCoz