Праздник «День знаний».

Урок нравственности  «Уроки Лихачева»

 

Цель:

- задуматься о жизненно важных проблемах;

- определить свое отношение к нравственным ценностям;                                                        - познакомиться с жизненными взглядами выдающегося человека современности                     Д.С. Лихачева;

- получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

 

Оснащение урока: празднично украшенный кабинет, таблица по результатам анализа анкет учащихся; на доске портрет Д.С. Лихачева и годы его жизни

 

 

Ход урока

 

    1. Вступительное слово учителя. Поздравление учащихся с началом учебного года:

 

Дорогие ребята! Календарь оторвал последний летний листок. Школьный звонок позвал за парту миллионы ребят. Вот вы и в 9 классе. Может быть, последний год вы учитесь именно в таком составе. В следующем году вы разойдетесь по другим классам. А для кого-то из вас нынешний праздник  Первого сентября, День знаний, - последний в школьной биографии. Поэтому мне очень хочется, чтобы мы прожили этот год дружно, без ссор и конфликтов, помогая друг другу от чистого сердца, уважая друг друга. Тем более, что это ваше же желание.

            Я проанализировала анкеты, которые мы писали в конце 8 класса. Общим была та мысль, что наш класс сплоченный, но не дружный. А в 9 классе мы должны стать взрослыми, самостоятельными, серьезными, терпеливыми, дружными, помогающими друг другу, стать одной семьей! А для этого нужно не высмеивать других, не разделяться на группы, не говорить плохое за глаза, искренне помогать друг другу, защищать друг друга, следить в первую очередь за своими словами и поведением. Ведь потом человек зачастую жалеет о неверных поступках, о том, что по глупости терял друзей. Это ваши собственные предложения. Вы согласны придерживаться несложных правил и стать лучшим классом, большой дружной семьей? И сейчас я предлагаю сделать первое фото нашей «семьи»…

            Итак, ребята, я поздравляю вас с новым учебным годом, желаю отличных оценок, интересных уроков и добрых учителей. Вперед, в мир знаний!

 

            2. Знакомство со взглядами Д.С. Лихачева.

 

Уже стало традицией первого сентября проводить уроки нравственности. И сегодняшний день не исключение. Этот год посвящен выдающемуся ученому, общественному деятелю, литературоведу и историку культуры  Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. 28 ноября мы будем праздновать сто лет со дня его рождения. Прежде чем сказать несколько слов об этом человеке, я предлагаю вам высказать свое отношение к утверждениям:

    «Цель оправдывает средства», «Что посеешь в юности, то пожнешь в старости», «Ум без доброты – хитрость», «В споре рождается истина», «Ошибки надо не исправлять, их надо смывать кровью», «Вранье всегда видно» .

(Учащимся раздаются карточки с высказываниями. Подумав, они говорят свое мнение).

            Спасибо. Мы услышали разные мнения. А что можно понять о человеке, судя по его речи? (Характер); Что стоит за грубостью? (Страх); Почему сильный человек не повышает голос? (Он уверен в силе своего слова). Это должно быть свойственно русскому человеку.                                                                                                                       

Д.С.Лихачев посвятил свои работы русской культуре и наследованию ее традиций и ценностей. В 1928 году он окончил Ленинградский университет, вел научную работу в Институте русской литературы. Работы Лихачева отличаются пристальным вниманием к эстетическому своеобразию культуры Древней Руси и теории искусства. Он изучал «Слово о полку Игореве», человека в литературе Древней Руси, культуру Руси времен А.Рублева, показал непреходящую художественную ценность русских летописей. Боролся за охрану и изучение памятников старины.  В своих «Письмах о добром и прекрасном» Лихачев обращался к молодому поколению, рассказывал о Родине, патриотизме, духовных ценностях, красоте поведения и смысле жизни.

Несомненно, каждый из вас уже задумывался, или обязательно задумается над вопросом: «В чем смысл моей жизни? Для чего я живу? Какую пользу принесу? Что оставлю после себя?» Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы?

А сейчас давайте прочтем текст по данной теме. (Учащиеся делятся на группы, читают и анализируют текст «В чем смысл жизни»)

 - Какие ключевые слова и фразы можно выделить из этого текста?

 - Какое правило должно быть в жизни каждого человека? Что для этого нужно?

 - Что сказано об «уровне счастья»? Что мы можем сделать, чтобы повысить этот «уровень»?

 - Какие можно сделать выводы?

 - Возвращение к цитатам начала урока.

 

 

3. Рефлексия

Итак, сегодня мы много говорили о смысле жизни, ее ценностях. Какие выводы вы сделали для себя? Что почерпнули из сегодняшнего урока? Что возьмете с собой в жизнь? Какие задачи поставите для себя на будущий учебный год?

 

            4.Текущие объявления.

 

            5.Завершение урока.

 

 

 

 

В чем смысл жизни

 

Можно по разному определять цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше чем юлить и врать.

Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает – врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще – не хочется связываться…

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д.

Но жить нужно, созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом – окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А, кроме того, это значит, повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе пвмять. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

 

 

«Цель оправдывает средства»

 

 

 

 

 

 «Что посеешь в юности, то пожнешь в старости»

 

 

 

 

 

 «Ум без доброты – хитрость»

 

 

 

 

 

 «В споре рождается истина»

 

 

 

 

 

 «Ошибки надо не исправлять, их надо смывать кровью»

 

 

 

 

 «Вранье всегда видно»

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz