Применение заданий в тестовой форме в новых образовательных технологиях 

 

Доклад по статье В. С. Аванесова, профессора, доктора педагогических наук

   

         В докладе рассматриваются возможности существенного улучшения качества образования на основе расширенного применения заданий в тестовой форме не только для контроля, но и для формирования системы знаний. Такое применение заданий дает начало новой образовательной технологии. При этом имеется в виду применение в учебном процессе не тестов, а заданий в тестовой форме, что становится возможным при понимании различий между ними и при условии умеренного использования обучающего потенциала таких заданий. Задания начинают выполнять функции известного в литературе задачного подхода к организации обучения, делая это более технологичным и эффективным образом.

 

                   Тесты или задания в тестовой форме?

         В западной науке применение тестовых форм в образовательном процессе рассматривается как ведущая проблема педагогической науки и практики XXI века. В России такая проблема не остановилась и не обсуждалась.

         Для начала необходимо разделить понятия тест, тестовые задания и задания в тестовой форме.

         Педагогический тест - это система параллельных заданий равномерно возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности испытуемых. Тесты применяются для объективизации итогового контроля результатов обучения.

         Тестовое задание - это составная единица теста.

         Для активизации текущей учебной деятельности используются не тесты, а совокупности заданий в тестовой форме, которые в отличие от тестовых заданий тест не образуют.

         Задания в тестовой форме отвечают следующим требованиям: краткость, технологичность, правильность формы, корректность содержания, логическая форма высказывания, одинаковость правил расположения элементов задания, одинаковость инструкции форме и содержанию задания.

         Новыми в приведенном определении стали требования корректности содержания и требование технологичности заданий. Первое из них - условие предметной правильности сформулированного содержания заданий. Достижение этого условия зависит от профессиональной компетентности разработчика заданий и от экспертов, проверяющих содержательную правильность суждений, положенных в основу задания. Второе требование подчеркивает возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе.

         Логическое преимущество задания в тестовой форме заключается в возможности его превращения, после ответа студента, в форму истинного или ложного высказывания. Технологическое преимущество заданий тестовой формы проявляется в их соответствии требованиям автоматизации рутинных компонентов обучения и контроля знаний. Семантическое преимущество заданий заключается в лучшем понимании их смысла и значения. Это связано, во-первых, со словесным составом задания в тестовой форме: смысл тестового утверждения улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса.

         В учебном процессе задания в тестовой форме подбираются чаще не по обязательному для теста принципу возрастающей трудности, а по тематическому или иному принципу. Трудность и другие статические свойства тестовых заданий при этом не изучаются. Поэтому такие совокупности заданий тесты не образуют.

 

                   Образовательные и тестовые технологии

         Понятие «образовательные технологии» связывается с расширенным применением в учебном процессе различных средств компьютерной визуализации лекцией и презентаций, тестовых форм, использованием новых поколений наглядных пособий, а также средств проверки умений студентов решать задания. Все перечисленное, взятое в разумном соотношении, образует основу того, что сейчас называют образовательные технологии. 

         Эти технологии представляют собой совокупность средств и способов осуществления образовательного процесса, с получением гарантированного результата. Еще А.С.Макаренко указывал на необходимость переноса технологической точности в педагогику, подчеркивая, что наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а строилось всегда по логике моральной проповеди. Таким образом, образовательная технология призвана максимально точно, целенаправленно, планомерно, в соответствии с заранее заданными критериями, достичь гарантированного результата обучения - и в этом ее главное преимущество перед методикой преподавания.

         Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образованного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения: авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

         Среди новых технологий обучения и контроля знаний наибольший интерес сейчас проявляется к тестовым формам обучения и контроля знаний.

 

 

 

         Основные направления и требования развития тестовых технологий

         XXI век представляет три главных требования к тестовой технологии: это адаптивность, качество и эффективность. Адаптивность технологий предполагает приоритет личности учащихся и необходимость создания таких технологий, которые способны реагировать на индивидуальные различия испытуемых, регулируя меру трудности заданий в зависимости от успешности ответов на предыдущие задания. Это требование выполняется при создании большого числа заданий возрастающей трудности. Качество технологии связано с надежностью тестовых результатов. Эффективность технологий предполагает уменьшение отношения затраты / результаты.

 

                   Педагогические задания в тестовой форме

         Задания в тестовой форме - это наиболее технологическая часть общего арсенала педагогических заданий.

         Педагогическое задание определяется как средство интеллектуального развития, образования, способствующее активизации учения, повышению качества знаний, эффективности педагогического труда. Оно входит в множество таких форм, как вопрос, задача, учебная проблема, при выполнении домашней работы школьников и для организации самостоятельной работы студентов.

         От всего перечисленного задание в тестовой форме выгодно отличается свойствами технологичности, эффективности, краткости, быстроты ответа, определимости меры трудности, лучшей понимаемости смысла заданий.  Идет важная работа по внедрению тестовых форм в текущий учебный процесс, в самостоятельные занятия и в новое поколение учебников и пособий.

         Вместо заданий с выбором одного правильного ответа из 3-5 ответов надо переходить, где есть смысл, к заданиям, с выбором нескольких правильных ответов из большего числа ответов. Испытуемым, выполняющим такие задания, даётся такая инструкция: «Вашему вниманию предлагаются задания, в которых может быть один, два, три и больше правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов»!

         При, например, четырёх правильных ответах из двенадцати вероятность угадать именно четыре нужных ответе меньше одной тысячной. Помимо практической невозможности угадывать правильные ответы, повышения трудности и технологичности, задания с выбором нескольких правильных ответов позволяют проверить знания полнее, глубже и точнее. За ответы на подобные задания испытуемые могут получить от 0 до 3 баллов, что повышает вариацию результатов, и как следствие, повышается точность педагогического измерения знаний студентов.

         Помимо заданий с выбором нескольких правильных ответов, в самостоятельной работе студентов желательно использовать так называемые сдвоенные задания. Это позволяет укрупнить проверяемую дидактическую единицу знаний, проверить знания шире, глубже, прочнее.

         Для организации самостоятельной работы очень полезны так называемые текстовые задания. Студентам даются фрагменты из учебников по различным дисциплинам, затем из таких фрагментов опускают ключевые слова, превращая предложения в задания открытой формы. Те, кто внимательно изучил текст, смогут восполнить пропущенные слова, остальным придется читать текст и изучать его заново – до тех пор, пока текст не будет усвоен.

         Известно, что лёгкие задания не обладают заметным развивающим потенциалом развития личности, в то время как трудные задания у большинства студентов снижают учебную мотивацию. Для организации адаптивного обучения нужно было найти сопоставимую меру трудности заданий и меру уровня знаний. После появления компьютеров эта мера легла в основу теории адаптивного контроля знаний, где изучаются способы регулирования трудности и числа предъявляемых заданий в зависимости от ответа учеников. При успешном ответе следующее задание ЭВМ подбирает сравнительно трудным. При неуспешном ответе – сравнительно легким. Естественно, этот алгоритм требует предварительного опробования всех заданий, определения их меры трудности, а также создания банка заданий и специальной программы.

 

                                      Недостатки задач

         Среди преподавателей немало тех, кто привержен к задачному подходу в обучении. Они считают задачи главным средством развития интеллекта. Тысячелетиями сложилась традиция включения в школьное образование достаточно большого числа текстовых задач. О важности и полезности задач для развития учащихся и студентов сказано много правильных слов, и с этим не поспоришь.

         Однако применение задач имеет не только положительные, но и отрицательные, спорные стороны. Уже отмечалось, что задачи, вопросы и упражнения в тестовом процессе не используются. Ответы на них иногда бывают столь многословными и нестандартизированными, что для выявления истинности требуются большие затраты живого труда учителей. Некоторые задачи отнимают неоправданно много учебного времени на их решение. А время – важнейший фактор образовательных технологий.

         Второй недостаток задач: мы не знаем объективно и точно – насколько трудна задача для того или иного ученика? Задачи школьных и вузовских учебников до сего дня фактически на оценены экспертами по качеству и по трудности.

         Третий дефект многих задач – то, что их недостаточно понимают школьники, что проистекает из-за слабого внимания к лексике и к содержанию самих задач.

         Четвертый недостаток – нетехнологичность применения традиционных задач в учебном процессе. Тексты задач, ход их осмысления и решения, особенно у слабых учеников, трудно адаптировать к требованиям образовательных технологий.

         Следствием этих и других недостатков задачной формы обучения и развития становится отставание математического образования, платное репетирование абитуриентов как решающий фактор подготовки для поступления в вузы. А теперь к этому добавилась и организация целенаправленных курсов – не повышения уровня образования, а овладения методами выбора правильного ответа в заданиях ЕГЭ, похожих на тестовые. Таков контроль, таким становится и образование.

 

                            Направления и критерии реконструкции задач

         Теперь определим направления и критерии возможной реконструкции задачи для достижения ее технологизации:

1)     сократить словесный состав задачи, без потери ее смысла;

2)     сделать задачу технологичной за счет введения тестовой формы;

3)     добиться большей понимаемости задачи учащимися за счет изменения формулировки, повысить процент решаемости задачи испытуемыми;

4)     повысить меру вариативности оценок за выполнение этой задачи.

 

 

ВЫВОДЫ

1.     Применение заданий в тестовой форме, в сочетании с новыми образовательными технологиями, позволяет обеспечить кардинальное улучшение учебного процесса за счет активизации обучающей, контролирующей, организующей, диагностирующей, воспитательной и мотивирующей функции таких заданий.

2.     Известный в педагогической литературе задачный подход к организации учебного процесса может быть существенно модифицирован при реконструкции самих задач, применении заданий в тестовой форме, что помогает повысить уровень технологизации учебного процесса, делать задачи понятнее, создавать параллельные и облегченные варианты одной и той же задачи.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz