РОЛЬ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Подготовила учитель английского языка МОУ «Шелаевская  СОШ» Зверева И. В.

В современном мире все больше возрастает роль иностранных языков. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях  требуют повышения коммуникативной компетенции школьников,  т.е. способности и готовности осуществлять общение на иностранном языке. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Важнейшим фактором, стимулирующим процесс речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка. Поэтому задачей учителя является формирование положительной мотивации учащихся.  Одним из способов ее решения является связь  урока и внеклассной работы. Коммуникативный подход к преподаванию английского языка требует создания реальных ситуаций человеческого общения. В условиях урока это не всегда возможно, вот тут-то на помощь приходит внеклассная работа. Трудно переоценить значение внеклассной работы в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Вне урока дети чувствуют себя более свободно. Окончив школу, бывшие ученики будут вспоминать не бесконечные диалоги и упражнения, а участия в спектаклях, викторинах, праздники и игры.

Кружок — эффективная форма внеклассной учебной ра­боты по предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость.

Кружок по английскому языку является действенным средством в решении таких задач, как привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершен­ствование практических навыков и умений по предмету; развитие индивидуальных на­клонностей учащихся; развитие творческой активности, инициативы и самосто­ятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отды­ха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.

Кружкам присущи такие особен­ности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность. Членами кружка мо­гут быть не только хорошо успевающие учащиеся, по лю­бой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, ра­ботая активно в кружке, начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех мероприятиях, проводимых кружком, выпол­няет конкретную работу в соответствии со своими интересами и возможностями.

Формы работы могут планироваться са­мые разнообразные, исходя из специфики предмета, ин­дивидуальных и возрастных особенностей учащихся, пе­дагогического мастерства учителя, материальных условий и др. Это могут быть занятия по изучению новой лексики, репетиции к спектаклям, музицирование на иностранном языке, викторины, праздники, игры, просмотр мультфильмов и т.д.

 

     В обучении иностранному языку огромную роль играет эмоциональный фактор, взаимодействующий с коммуникативно-познавательной деятельностью учащихся. Эмоции связаны и с потребностью общения, и с жаждой познания; эстетические эмоции, романтические эмоции, эмоции, вызванные успехом деятельности, языковые и интеллектуальные эмоции. Сочетание всех эмоциональных факторов наиболее благоприятно для развития познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языком. 

  Внеклассная работа должна быть естественным продолжением системы уроков, которым свойственна атмосфера сотрудничества учителя и учащихся. Именно в условиях внеурочной работы создается подлинная педагогическая среда непринужденного общения, которую можно условно назвать педагогической иноязычной средой. Во время проведения внеклассных мероприятий в центре внимания постоянно находится сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся. В результате проведения внеклассных мероприятий наблюдается повышение мотивации к обучению иностранного языка, и меняется само отношение к предмету "английский язык”.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ

         Чем чаще и раньше учитель обращается к театральным постановкам, тем эффективнее и интенсивнее происходит усвоение лексико-грамматического материала, навыков речевой деятельности. Участвуя в спектаклях, учащиеся видят практическое применение своих знаний и уже не будут сидеть на уроках со скучающим видом и задавать подобный вопрос: "А зачем мне учить английский?”. Отличным стимулом к активному участию школьников в театре является выступление перед учащимися других классов и перед родителями. Немногие ученики остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.

Несколько раз я со своими учениками ставила сказки "The Turnip” “The Round Loaf” («Репка», «Колобок»). Сказки записаны на аудиокассету с прекрасным музыкальным сопровождением. Ученики говорят, поют и танцуют и каждый участник добавляет что-то свое, т. е. проявляет свое творчество. Когда дети выступают перед детьми начальной школы, у них не возникает трудности в понимании содержания сказки.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ПЕСНИ 

         Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Песня, как на уроках английского языка, так и во внеурочной деятельности может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Использовать песни нужно по возможности на всех этапах учебного процесса:

При подборе песен нужно придерживаться некоторых принципов:

  Если будут соблюдены эти принципы, то эффективность в использовании песен будет очень высока. В песне представляет интерес не только текст, но и сама музыка, которая может создать благоприятную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащегося.

  Для развития социокультурной компетентности важно наличие в тексте следующих сведений: география и история страны, факты политической и социальной жизни, разговорные формулы, нормы поведения.

  В большинстве своем, все эти факты в той или иной степени нашли свое отражение в тексте песен.  Бытовые привычки раскрываются в некоторых песнях. Привычка британцев пить чай, при этом в определенное время, отражена в песне Стинга "Англичанин в Нью-Йорке” ("Я не пью кофе, я пью чай, мой дорогой”).

  Из песен можно узнать о том, как проводят время в стране изучаемого языка. Например, в песнях часто встречается понятие "Party”. Приходится объяснять, что вечеринка в англоязычной стране проводится у кого-либо дома. На вечеринку приглашается большое количество людей, однако без приглашения приходить считается невежливым.

   Наиболее сложным для российских учеников является изучение английской грамматики. Некоторые песни могут служить отличным подспорьем в изучении какого-либо грамматического материала. Например, знакомство с первым типом условных предложений проходит успешно с песней "If You Go to Rome”.

If you go to Rome

You’ll see the Coliseum.

If you go to London,

Maybe you’ll see the Queen.

 

  В зависимости от возраста учащихся, их уровня владения языком, работу с песней можно организовать по-разному. Можно работать как с целой песней, так и с короткими отрывками песен, которые наиболее ярко представляют тот или иной материал или являются наиболее запоминаемыми.

    Еще один вид работы с песенным материалом – ритмические паузы:

– Clap, clap, clap your hands…

– Head, shoulders, knees and toes…

– A pizza hut, a pizza hut…

  Итак, применение песен во время уроков, а также во внеурочное время помогает повысить мотивацию к изучению языка, а также является эффективным средством и повышает социокультурную компетенцию.

 

АНГЛИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ 

         Такие английские праздники как "Halloween”, "Christmas”, "St. Valentine’s Day” все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке.

  Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку. Так, в этом году с учащимися 3 класса мы провели праздничный вечер «New Years Party».

 

ВИКТОРИНЫ 

         Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

  Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся.

  Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для творчества, как школьников, так и самого учителя.

  Хорошо подготовленная и проведенная викторина становится настоящим праздником для ее участников. 

 

ИГРА

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире; даёт психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает  использование игр на уроке иностранного языка.

·         Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

·         Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

·         Игра дает возможность робким, неуверенным в себе  учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

·         В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его.

·         Практически все время в ролевой игре  отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с  ситуацией, правильно отреагировать на нее.

·         Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает  на вопросы (Почему?) - мотив  и ( Зачем?) - цель, т.е. нужно  что -то  сказать. Центром внимания становится  содержание беседы.

·         Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они  содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

·         Ролевая  игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство  создания мотива  к иноязычному  диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится  ученик  со своими  интересами и потребностями.

Процесс модернизации содержания школьного образования предполагает  организацию эффективного обучения  иностранному языку в школе, формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Решению данной задачи способствует формирование интереса у детей к овладению иноязычной культурой посредством создания благоприятных условий  для данной деятельности.         Организация внеклассной работы по английскому языку  является  дополнительным средством повышения интереса детей  к его изучению, применения полученных знаний в нестандартной обстановке, их развития. 

 

Hosted by uCoz