Классный час «Человеческие ценности»
Цель: прививать учащимся нравственные ценности.
Оформление и оборудование; книжная выставка, изречения, магнитофон с классическими записями.
Ход мероприятия
Учитель. Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Какова природа человека? Каков его внутренний мир? От чего зависит смысл и ценность человеческой жизни? Что приносит человек в этот мир?
Эти и другие вопросы интересовали наших далеких предков, они интересуют и нас. Философы разных эпох размышляли на "вечные" темы. Поэтому осталось так много выражений о смысле жизни, о ее ценности. Я предлагаю вам вместе со мной воссоздать эти выражения. Игра вам знакома: я начинаю говорить фразы, а вы их домысливаете. Кто больше всех скажет, тот и получит маленький приз.
Итак, первое выражение.
1. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука....
(приносит лишь вред)
2. Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, — это было бы...
(полной глупостью)
3. Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого...
(знания людей)
4. Что значит держать слово - не изменять ему, значит, сохранять право считаться честным человеком, достойным...
(доверия)
5. Всякая пошлость и глупость одного из нас отзывается страданиями на...
(другом)
Учитель. Молодцы. Вы легко справились с заданием. А вот вам высказывание Эразма Роттердамского: «Нам следует только опасаться, как бы не скрыть пороки под именем добродетели; не называть уныние - серьезностью, жестокость — строгостью, зависть — ревностью, корыстолюбие - хозяйственностью, угодливость - вежливостью, шутовство - остроумием».
Это ответ на один из вопросов. Человек может состоять и из добродетелей, и из пороков. Чем «наполнен» человек, во многом зависит от него самого.
(Звучит музыка.)
Зачем любить и ненавидеть?
Растить цветы и звезды видеть?
Зачем терять, зачем искать,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен?
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей недетской голове
Один-единственный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Очень хорошо, если вы задаете себе такой вопрос. Ведь в жизни должен быть смысл. Хотите попробовать его определить? Попробуйте.
Вот таблица, которую вам надо заполнить. В ней пятнадцать пунктов. То, что вы цените больше всего, вы поставите на 1-е место, то, что меньше всего – на 15-е. Каждой ценности вы дадите свою цифру по возрастанию. Повторяться цифры не могут. На работу вам 7 - 8 минут.
(Звучит музыка.)
Таблица
Ценности__ |
Баллы_ |
Образование |
|
Здоровье |
|
Семья_ |
|
Дружба |
|
Красота |
|
Любовь |
|
Познание |
|
Развитие |
|
Творчество |
|
Интересная работа |
|
Материальная обеспеченность |
|
Счастье других |
|
Развлечения |
|
Беспечная жизнь |
|
Полноценная духовная жизнь |
|
Уверенность в себе |
|
Учитель. Мы подведем итоги в конце занятия и выясним, что же в нашей группе более другого ценится.
А сейчас продолжим разговор. Каким вы представляете себе человека высоконравственного? Какими он должен обладать качествами? Что должен уметь?
Ученик 1. Прежде всего - это человек благородный.
Ученик 2. Он честный и добрый.
Ученик 3. Никогда не предающий и умеющий жертвовать собой ради других.
Ученик 4. Он тактичный и культурный.
Ученик 5. Мужественный, верный и преданный.
Учитель. Можно еще много перечислить качеств, которые присущи нравственному человеку. Но вот как стать таким? Это уже сложнее. Тем более в наше непростое время. В нашей стране очень печальна статистика, свидетельствующая о росте преступлений, о переполненных тюрьмах, массовых насилиях, заказных убийствах и террористических актах. Невероятной жестокостью пронизаны многие фильмы. Почему из-за рубежа мы берем не положительное, а отрицательное? Один американский политолог сказал: «Вы хотите подражать нам, но, вместо того, чтобы перенять лучшее, вы, перепутав краны, включили вместо водопровода канализацию...»
В самом деле, мы не стараемся перенять усердную учебу, добросовестный труд, умение держать слово, любовь к чистоте своего тела, жилища, улицы, города; гордость за свою страну, уважение к государственным символам, доброе и заботливое отношение к старикам и инвалидам. Мы не думаем о том, что у них там ограничено время показа эротики, в отличие от нас. И глядя в телевизор, я все чаще ловлю себя на мысли, что наши дети хотят получить как можно больше удовольствия при минимальном труде и ответственности, а лучше и вообще без них. А как же доброта и сочувствие, любовь к справедливости, участие и забота о других? Неужели они умерли?
Мне хочется вам рассказать об одной болезни. Она называется «госпитализм».
В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалось от этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя.
Эта болезнь развивается от того, что ребенка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребенка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормленный и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания. Разве это не страшно? Вот от чего могут гибнуть дети.
А вот еще один случай.
К девушке на улице пристали хулиганы. Было еще светло, вокруг много людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошел и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На помощь так никто и не пришел. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошел. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх окружающих убили молодого человека.
И таких историй очень много.
Но неужели все так плохо? Вы мне можете возразить и привести свои примеры. Вам слово.
Учитель. У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека - творить добро, а для этого требуются усилия. Л.Н. Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие». Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте, способны ли вы:
- простить обиду;
- поделиться последним с другом;
- уступить слабому;
- пожертвовать незнакомому человеку;
- заботиться о стариках; I
- помочь;
- утешить;
- пожертвовать.
Ученик. Это высокие качества, и им нужно учиться, думаю, каждый
приложит усилия, чтобы быть достойным человеком.
Учитель. Конечно же, мы найдем массу случаев, подтверждающих, что на земле немало людей, считающих своим долгом заботиться о других. Но как стать нравственным человеком? А некоторые, может быть, мне зададут вопрос: а зачем быть таким? Ведь это намного сложнее, чем жить только для себя, ни о чем не задумываясь. Вы попробуйте сами ответить на эти вопросы.
(Звучит музыка.)
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым тебя не назовешь.
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и несчастье,
Которым, в сущности, цена одна.
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И потерпев крушенье, можешь снова -
Без прежних сил - возобновить свой труд,
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала.
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит; «Держись!»,
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить,
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянья
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля, - твое, мой мальчик, достоянье!
И более того. ты - Человек! |
Учитель. Если ты не умеешь утвердиться внутри себя как победитель, если ты настолько неблагодарен, что, стоя пред главной задачей своей жизни, видишь лишь трудности и неприятности и становишься угрюмым, то не выноси хотя бы на люди свою трусость! Сильный характер радуется трудностям и улыбается неприятностям. Поэтому пусть трудно быть человеком с большой буквы, но в этом и есть смысл жизни.
Мне остается только пожелать, чтобы вы стали настоящими, высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.