Комитет образования
администрации муниципального района
«Город Валуйки и Валуйский район»
«Использование современных информационных компьютерных технологий на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучения школьников»
Зверева Ирина Викторовна
учитель иностранного языка
МОУ«Шелаевская СОШ»
Валуйки
2012
одержание
Информация об опыте…………………………………………………………..3
Технология опыта……………………………………………………………….8
Результативность опыта………………………………………………………...15
Библиографический список…………………………………………………….17
Приложения к опыту……………………………………………………………18
(ФРАГМЕНТЫ РАБОТЫ)
Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» имеет богатую столетнюю историю, педагогические традиции, передаваемые из поколения в поколение. Школа всегда занимала и занимает лидирующие позиции в инновационной деятельности, выполняя заказ, способствуя развитию сельского социума. В нашей школе сложился работоспособный коллектив педагогов, всегда нацеленный на инновационную деятельность для повышения уровня обученности детей. Большое внимание уделяется иностранному языку.
В связи с этим особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранного языка в школе. Замечено снижение ее от класса к классу. При этом до момента изучения предмета и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, читать стихи, петь песни, узнавать о других странах. Но когда начинается процесс овладения иностранным языком, отношение учащихся к нему меняется. Этот процесс предполагает период накопления знаний, преодоления трудностей, что отодвигает достижение представляемых целей. В результате у детей пропадает активность, снижается успеваемость и уже к 6-7 классу они начинают терять интерес к учебе, снижается мотивация, в учебной деятельности школьников начинают преобладать внешние мотивы: мотив долга, мотив оценки.
Автора опыта заинтересовала проблема повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка. Опрос учащихся об их отношении к уроку английского языка в 6 классе показал, что этот предмет занимает далеко не первое место среди интересных детям. Методика диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой (Приложение 1) выявила преобладание внешних мотивов в обучении английскому языку у детей 6 класса. А ведь именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов для достижения цели. Мотивация является «запускным механизмом» [4] всякой человеческой деятельности.
Чтобы определить сферу интересов учащихся, мы предложили им расположить различные виды времяпровождения (занятия физкультурой, музыкой, танцами, чтение, прогулки с друзьями, компьютерные игры, общение с друзьями через Интернет (ICQ, Одноклассники, В Контакте)) в порядке их предпочтения. 60 % учащихся на первое место поставили компьютерные игры и общение с друзьями через Интернет.
Мы предположили, что раз новые информационные технологии привлекают учащихся и являются одним из главных их интересов, то их использование в учебном процессе может способствовать формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка.
Актуальность опыта
Основой любой деятельности, в том числе и овладением иностранным языком, является мотивация, то есть то, что побуждает человека к этой деятельности, ради чего она совершается. Таким образом, актуальность опыта определяется противоречием между низкой мотивацией школьников к изучению иностранного языка и высокими требованиями к уровню образования детей с целью их дальнейшей успешной социализации.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий, способствующих повышению мотивации обучения на уроках иностранного языка посредством использования информационных компьютерных технологий.
Новизна опыта заключается в комбинировании современных информационных технологий на уроках английского языка для повышения мотивации школьников к изучению предмета.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Материалы опыта могут быть использованы в различных общеобразовательных учреждениях с обучающимися разных возрастных групп, при организации классно-урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого учебного методического комплекта.
Раздел III
Результативность опыта
Критерием результативности опыта является оценка направленности учебной мотивации учащихся. Для её диагностики использовалась методика, подготовленная Т. Д. Дубовицкой Результат исследования показал динамику уровня мотивации учебной деятельности школьников при изучении английского языка. Школьники научились самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету, с ресурсами сети Интернет. У них появилась заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. Увеличилось количество работ учащихся с использованием информационных ресурсов, больше детей стали посещать дополнительные занятия по английскому языку, участвовать в неделе иностранного языка.
Применяя на уроках и во внеурочное время вышеназванные технологии и методические приемы, мы смогли добиться значительного повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка, язык становится предметом высокой степени привлекательности, мы получаем хорошее владение материалом, достаточно высокую успеваемость, хорошее качество знаний.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня мотивации учащихся к изучению английского языка, достигнутая посредством использования современных информационных компьютерных технологий на уроках английского языка, оптимальна.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности использования компьютерных технологий в современной школе с целью достижения более высокого уровня мотивации школьников.