Ролевые игры на уроках иностранного языка
В организации учебного процесса большую роль играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Наиболее сложным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у школьников вызывают ролевые игры и игровые ситуации, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.
Основные правила таких игр заключаются в том, что:
1) обучающемуся предлагается поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
2) ему необходимо адаптироваться к определенной роли – он может играть самого себя или же взять на себя воображаемую роль;
3) участники ролевой игры должны сосредоточить свое внимание на коммуникативном использовании единиц языка.
Игровые ситуации на уроках английского языка имеют очень большое значение, особенно на начальном этапе обучения языку, когда дети еще маленькие. Нужно как-то заинтересовать детей, привлечь их внимание. Здесь нам и помогают ролевые игры.
Для школьников игра—путь к познанию в дополнение порой к скучным, однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приемам учителя. Играя, ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идет урок.
Ролевые игры могут быть разных видов: фонетические игры, игры на усвоение лексических, грамматических навыков, структур предложений и т.д. Вот некоторые из игр, которые вызывают интерес у школьников на занятиях.
Good Morning, Michael!
Один из детей (водящий) выходит к столу учителя и становится спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного из сидящих учеников, который говорит: “Good morning, Michael!” Водящий пытается догадаться по голосу, кто с ним поздоровался, и отвечает, например: “Good morning, Lena!” Если он не угадал, он продолжает игру в качестве водящего, а если угадал, то возвращается на свое место, после чего назначается новый водящий.
Приветствие Good morning в дальнейшем заменяется на Good afternoon, Good evening, Hello, Hi, Good night, Good-bye, Bye.
What’s Your Name?
Дети, взявшись за руки, образуют два круга: внешний и внутренний. Учитель становится поблизости от внешнего круга и говорит: “Go!” Дети начинают двигаться каждый по своему кругу, причем один круг движется по часовой стрелке, а другой—против (учитель заранее объясняет детям, как они должны двигаться). Через 10—20 секунд учитель говорит: “Stop!” Дети останавливаются, и ученик из внешнего круга, оказавшийся рядом с учителем, обращается к стоящему напротив него ученику из внутреннего круга: “My name is Oleg. What’s your name?” Ученик из внутреннего круга называет свое имя, и дети снова начинают двигаться по кругу, до тех пор пока не услышат команду “Stop!”. Учитель останавливает движение таким образом, чтобы все пары имели возможность обменяться вопросом и ответом.
Who Knows the Parts of the Body Best?
Класс делится на две команды. Ученики—представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя: “Touch your head. Show your shoulders.Count on your fingers” и т.д. Если ученики правильно выполнили задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В заключение учитель говорит: “Team A knows the parts of the body best.”
What Is There in the Bag?
Учитель (или ученик, ведущий игру) готовит набор предметов (или картинки, изображающие предметы), которые могут находиться в портфеле. Затем он обращается к классу с вопросом: “What is there in the bag?” Ученики по очереди отвечают: “There is a pen in the bag. There is a book in the bag.”и т.д. Если отвечающий угадал предмет, ведущий вынимает его (или картинку) и подтверждает: “Yes, there is a pen in the bag.” И т.д. Если же играющий не угадал предмет, ведущий отвечает: “No, there isn’t a pen in the bag.” За каждый угаданный предмет ученик получает очко.
What is missing?
Учитель размещает на своем столе различные предметы (школьные принадлежности или игрушки), названия которых знают учащиеся. Ученики проходят мимо стола друг за другом и стараются запомнить все, что они видят. Затем учитель закрывает стол и спрашивает: “What is missing?” Дети, вернувшись на свои места, называют предметы, которые они видели на столе. Побеждает тот ученик, который запомнил и назвал наибольшее количество предметов.
A Birthday Party
Учитель выбирает водящую (или водящего) и говорит:”Nina is eight today. Children,let us have a birthday party. Get your presents ready.” Ученики берут игрушки, изображающие животных, и другие предметы, названия которых они знают, и по очереди поздравляют Нину:
Nick: Good morning, Nina! I wish you many happy returns of the day! Here’s my present for you.
Nina: Hello, Nick! What a nice present! Thank you.
После того как все ребята поздравили Нину, она говорит: “I like all my presents. I like the doll, the fox, the car... Thank you very, very much!”
The Chain of Words.
Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: “One.” Ученик ловит мяч и, бросая его другому ученику, говорит: “Two.” И т.д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счет начинается сначала. Допустивший ошибку выбывает. Вместо числительных можно использовать алфавит, названия времен года, месяцев, дней недели.
Theatre
Две команды учеников становятся лицом друг к другу. Каждая команда выбирает одного актера. Актеры из разных команд поочередно выходят вперед и выполняют какие-либо действия, а члены их команд комментируют эти действия. Например, актер показывает, как он умывается, а первый член его команды говорит: “He is washing his face.” Выигрывает команда, члены которой правильно комментировали действия своего актера.
Sending a Telegramme
Класс делится на две команды. Учитель пишет на доске по 2-3 коротких предложения для каждой команды и приглашает всех участников игры «послать телеграмму», т.е. сказать по буквам слова, составляющие эти предложения. Сначала члены первой команды произносят по буквам все слова первого предложения (один ученик произносит одно слово ), затем члены второй команды работают так же со своим предложением. Если ученик ошибся, команда теряет очко.
Guess It
Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в классе. В игре принимают участие все ученики класса. Пытаясь угадать предмет, они задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет». Число вопросов ограничено (например,10). Класс можно разделить на две команды. По очереди одна команда загадывает предмет, другая отгадывает его. Побеждает та команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
Возможен такой вариант: два ученика на минутку выходят из класса, предмет загадывают их товарищи.
Возможные варианты вопросов:
Is it a thing?
Is it on the wall?
Can I see it?
Can I eat it?
Is it on the blackboard?
Is it white?
Is it the chalk?
Учащимся очень нравится разыгрывать сказки, которые помогают учителю вводить новую лексику, грамматические структуры и развивать устную речь в целом.
The Turnip
Репка
Characters:Grandfather, Grandmother, Granddaughter, Dog, Cat, Mouse
Scene takes place in the kitchen.
Granddaughter: Hello. I’m Kate. My Granny. My Grandpa. My Dog. My Cat.Nice to meet you.And who are you?
Mouse: I’m a Mouse.
Granddaughter: Little Mouse, little Mouse, where is your house?
Mouse: I’m a little Mouse. I live in your house.
Scene takes place in the kitchen garden.
Grandfather: Oh, what a big turnip. One, two, three.Granny, please, help me.
Grandmother: One, two, three. Kate, please, help me.
Granddaughter: One, two, three. Dog, please, help me.
Dog: One, twj, three. Cat, please, help me.
Cat: One,two, three.Mouse, please, help me.
Mouse: I’m little, look at me.But I can help you—one, two, three.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прерывать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.
Взрослые и подростки не всегда выражают большое желание принять участие в игре, так как бояться показаться смешными. Поэтому важно подготовить обучающихся к ролевой игре. Прежде всего следует их по-иному разместить в классе. Наиболее рациональным признается размещение большим кругом, когда все находятся в контакте друг с другом и учителем.
В ролевой игре выделяются три этапа: подготовительный, игра, заключительный этап.
Подготовительный этап предусматривает:
а)вступительную беседу преподавателя, во время которой перед учащимися ставится проблема;
б)знакомство с лингвистическим наполнением игры;
в)тренировка лексических единиц и грамматических структур
После дается специальное задание: прочитать текст, найти дополнительный материал и уже на следующем занятии проводится сама ролевая игра. На заключительном этапе можно дать задание написать сочинение по теме, статью в газету, письмо другу и т.д. Возможен устный вариант этого этапа: обсуждение, дискуссия. Поэтому на старших этапах целесообразно проводить ролевые игры в виде различных ток-шоу, викторин, заседаний круглого стола и т.д.
Цель этих занятий—активизировать лексический и грамматический материал, который был ранее отработан на уроках, дать возможность в дружеской обстановке реализовать свои знания. Роль учителя заключается в умелом подборе тем, умении поддержать беседу, подсказать какую-то мысль.
Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения, и правильно отреагировать на реплику.
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей, учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ролевая игра, таким образом,-- это обучение в действии. Во время игры используется общий запас знаний и жизненный опыт. Ролевая игра (как реальная жизненная ситуация) несет элемент неожиданности, поскольку никто не знает, что может сказать партнер. Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, а это положительно влияет на качество обучения. Так же в такой атмосфере, «под маской» какого-либо действующего лица легче высказывать свое мнение робким и неуверенным в себе учащимся.
Очень важно правильно осуществлять контроль во время игры и коррекцию ошибок. Лучше всего это делать после игры и начать с анализа хода игры, отмечая удачные моменты, а затем остановиться на наиболее типичных ошибках участников.
Таким образом, одним из способов повышения качества и эффективности обучения иностранному языку можно считать ролевую игру. Она позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому обучению, способствует реализации коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку. Ситуации общения, моделируемые в ролевой игре, позволяют приближать речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации, дают возможность использовать язык как средство общения, актуализируя вербальные и невербальные средства общения. Тем самым ролевая игра способствует реализации общего методического принципа коммуникативной направленности обучения иностранному языку.